En Ya
Тел. (812) 380-53-57 Санкт-Петербург, Курортный район, г. Сестрорецк, ул. Воскова, 2, лит. В

Советы Арендатору. Воздушные завесы.

Непременным атрибутом любых промышленных помещений являются транспортные ворота. И уж если не ворота то, как минимум, широкие двери для перемещения сырья, продукции. Да и персоналу необходимо как-то попадать в помещение. И чем больше размеры этих проемов и чем чаще они используются, тем ощутимее «зимний дискомфорт» от их открывания.

Зимой более холодный наружный воздух «врывается» внутрь, а теплый- выходит наружу

Зимой, когда температура наружного воздуха существенно ниже температуры помещения, при открывании ворот более холодный наружный воздух «врывается» внутрь, а теплый- выходит наружу. Понимая насколько дорого нам обходится отопление помещения такая расточительность кажется досадной. Но это еще не все «минусы». Холодный наружный воздух, замещая выходящий, «дует по ногам» или создает «сквозняк». А вот это уже может привести к заболеванию персонала и к первоначально неочевидным затратам на восстановление его здоровья. И где же решение этой проблемы? Что противопоставить этой «стихии»?

Ответ давно найден – это установка воздушной или тепловой завесы. Очевидно, что такое разделение подразумевает возможность существования воздушной завесы и без нагрева.

В отличии от зданий «старой постройки» (а таких большинство в ведении «Восков Технопарка»), во вновь возводимых зданиях при проектировании чаще всего уже заложена установка завес, регламентированная СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование». В зданиях же «постарше», необходимость установки завес оценивается пользователем помещения самостоятельно. И сейчас моя задача помочь арендатору в этой самой оценке целесообразности применения завес, рассказать о возможных типах завес, сориентировать в выборе.

Так что же предписывают СНиП 41-01-2003 «ОВ» применительно к нашей климатической зоне и нашего технопарка? Основное выглядит так (опуская подробности, не имеющие отношения к нашему случаю):

Завесы шиберного типа устанавливают у ворот, не имеющих тамбуров и открывающихся чаще 5 раз или не менее чем на 40 мин в смену, и у проемов в наружных ограждающих конструкциях здания в районах с расчетной температурой наружного воздуха -15°С и ниже.

Температура воздуха, поступающего в помещение, следует принимать не менее: 14°С при легкой работе; 12°С при работе средней тяжести и для вестибюлей общественных и административно-бытовых зданий; 5°С при тяжелой работе и отсутствии постоянных рабочих мест на расстоянии 3 м и менее от наружных стен и 6 м и менее от дверей, ворот и проемов.

То есть практически для всех ворот «ВосковТехнопарка» необходимо обеспечить защиту так чтобы температура воздуха «врывающегося» в помещение была как минимум не ниже 5°Са желательно и выше. И как же этого достигнуть, если «снаружи» -1С или -26°С, а это расчетная температура для нашего региона? И здесь уповать на «глобальное потепление» не приходиться.

В качестве решения остается только воздушная завеса.

Принципиально возможны либо отсечные (шиберные) завесы, направленным потоком воздуха перекрывающие проем, либо смесительные (тамбурные или камерные) завесы, которые смешивают «прорвавшийся» наружный и внутренний воздух до желаемой кондиции. Последние вряд ли можно считать собственно «завесами». Скорее это- смесительные камеры, применение которых чаще всего ведет к перерасходу тепла на отопление здания, что противоречит общей концепции энергосбережения. Да и ворот оборудованных полноценными тамбурами на нашей территории считанные единицы.

Значит в нашем арсенале остаются лишь отсечные завесы, которые можно разделить на:

  • канальные завесы (с подогревом и без) в которых воздух, нагнетаемый вентилятором, через канал распределяется по всей ширине (высоте) проема собственно и создает воздушную «штору» перекрывающую проем. Их еще называют «щелевыми» т.к. в напорном канале имеется щель, через которую и происходит истечение защитной струи. При этом длина щели определяется габаритом ворот.
  • безнапорные завесы (с подогревом и без) в которых плоская воздушная струя создается самим габаритом завесы. То есть ширина струи равна длине завесы, а равномерность потока достигается в основном либо установленными в ряд осевыми вентиляторами, либо специальными (диаметральными) протяженными колесами. Здесь уже необходимая длина заслона достигается количеством завес, устанавливаемых друг за другом.

Конструкция воздушной завесы

Вне зависимости от способа создания «отсечной» струи важно оптимизировать и место установки завес. Исходя из понимания, что ворота имеют четыре стороны принципиально возможны несколько основных вариантов:

Варианты установки воздушной завесы

Вы вероятно заметили, что схема с нижним расположением сопла не представлена. Такая схема возможна лишь для канальных завес, сложна в исполнении, требует серьезных капитальных затрат и, самое главное, такую завесу «не забрать с собой» в случае вынужденного «переезда». Хотя она и, пожалуй, наиболее эффективна, ввиду сложности и дороговизны она практически не применяется. Преимущества каждой из этих схем будут понятны ниже.

Теперь рассмотрим такой параметр как нагрев. Изначально воздух, входящий в завесу, имеет температуру помещения на уровне расположения воздухозабора.  Разгоняясь в сопле завесы, он формирует плоскую струю, которая соприкасается и с наружным, и с внутренним воздухом. По мере удаления от сопла, в основном за счет перемешивания, она охлаждается и на своем излете имеет температуру равную средней температуре между внешней и внутренней средой. Т.е. в морозную погоду вполне реально охлаждение струи до температуры существенно ниже 5°С как того требует уже упомянутый СНиП 41-01-2003 «ОВиК».  И это даже если предположить, что удастся полностью исключить проникновение наружного воздуха. Отсюда вывод- нагрев строи более чем желателен. По крайней мере в нижней части проема ворот при боковой и комбинированной схеме расположения.

Вариант комбинированной воздушной завесы

Предложенные выше схемы с «частичным» нагревом представляются наиболее привлекательными т.к. позволяют существенно экономить капиталовложения и на затратах на тепло. Это обусловлено тем, что основная «нагрузка» ложится на «нижние» завесы и именно их необходимо подогревать, а «верхние» завесы работают в существенно более комфортных условиях что допускает сделать существенное послабление.

В качестве источника тепла в завесах применяют водяные калориферы либо электронагреватели в виде ТЭНов и СТИЧ-элементов. Причем СТИЧ-элементы (игольчатые нагреватели) предпочтительнее ввиду большой инерционности ТЭНов. Из-за этого применение ТЭНовчасто вообще  бессмысленно: ворота пропустили транспорт, уже закрываются, а ТЭНы только вышли на режим. В случае «Восков Технопарка» все арендные площади имеют достаточный запас в системах теплоснабжения и не требуют каких-либо дополнительных магистралей для «питания» завес с водяными теплообменниками. Существенное превышение стоимости водяных завес над своими электрическими «коллегами» с лихвой окупится разницей в стоимости кВт тепловой и электрической энергии.

И уж если мы затронули вопрос окупаемости затрат на приобретение и установку завес и их эксплуатацию, то стоит озвучить уже общеизвестную истину, что при грамотном выборе «воздушные завесы в нашем климате окупают себя за 1,5-2,0 сезона! А комфорт и здоровье персонала- в подарок!».

Так как же осуществить это правильный выбор? Как не ошибиться? Ведь если набрать в поисковике запрос «воздушная завеса», то на Вас «вывалится» тысячи ссылок на дилеров, производителей, «свободных» торговцев и «монтажников». И каждый из них будет утверждать, что только одному ему известны все премудрости и особенности завес, а его товар- самый лучший по соотношению цена/качество. Хотя при ближайшем рассмотрении Вы чаще всего не услышите ничего кроме цитат из рекламных проспектов.

Важно, что бы выбор завес базировался на аэродинамическом расчете по реальным физическим параметрам в соответствии с требованиями ЕВРОСТАНДАРТА (для условий России еще более жесткими), а не на основе «рекламных» характеристик. Подбор завес лишь по  рекламным «неГОСТовским» характеристикам, таким как «высота установки» или «длина струи», всегда приводит к разочарованию, величина которого значительно превышает первоначальную радость от экономии средств затраченных на приобретение необходимого, казалось бы достойного, оборудования. Велика вероятность и того, что ввиду «узости» ряда типоразмеров отдельного производителя, «приходиться» приобретать завесы избыточной мощности или размеров, «с запасом». Правильнее найти поставщикане «привязанного» к отдельному производителю и при подборе использует лишь те завесы, которые оптимальны по цене, при несомненном выполнении требований аэродинамического расчета и должного качества. Если качество можно оценить по репутации фирмы-производителя и отзывам на ее продукцию, то аэродинамику как оценить? Здесь есть «немаленький секрет»! Дело в том, что эффективность завесы определяется мощностью потока (импульсом струи) который измеряется в ньютон*секундах (даже названия отдельного не имеет).

Этот параметр завес практически не афишируется производителями ввиду его абсолютной объективности и возможности с его помощью реально оценивать и сравнивать завесы между собой. И по «молчаливому согласию сторон» он доступен лишь профессионалам. Для «рядового потребителя» требуется что-то более «осязаемое», объективное, проверяемое. Такой косвенный параметр существует, и он полностью характеризует применимость завесы в каждом конкретном случае. Путем вычислений из него нетрудно получить значение того самого «секретного» импульса, но он и не понадобиться. Объективным критерием является значение осевой скорости струи на требуемом расстоянии от сопла.

Для того, что бы соответствовать уровню ЕВРОСТАНДАРТа со степени защиты осевая скорость струи на расстоянии 0,5 метров от пола (при расположении завес сверху от проема) и ширине или полуширине ворот ( при одно- и двухсторонней вертикальной установке) должна быть не менее 4,0-4,2 метра в секунду.

ЕВРОСТАНДАРТ установки воздушной завесы

Т.е. завеса обладает дальнобойностью равной расстоянию, на котором осевая скорость выше или ровна 4,0 м/с. Для примера: на первой пиктограмме скорость 4 м/с наблюдается на расстоянии 2,4 метра от сопла, и значит дальнобойность такой завесы не превышает этого значения + 0,5. Все утверждения о возможности установки такой завесы на высоте до 6 метров не более чем рекламный трюк. Установить то можно, но результат будет неутешительным. Предельная высота установки такой завесы – 2,9-3,0 метра (как сумма 2,4+0,5 метра). При боковой вертикальной двухсторонней установке такие завесы смогут перекрыть ворота шириной 4,5-4,8 метра.

Для второго примера предельная высота установки 6,0 метров, хотя производитель декларирует это значение на уровне 7-9 метров.

Будьте внимательны при выборе завес, а еще важнее выбирайте надежных, добросовестных и грамотных поставщиков. В подборе оборудования Арендатор всегда может расчитывать на помощь специалистов инженерных служб «Восков Технопарка».

Вы можете задать дополнительные вопросы по инженерному оснащению арендуемых помещений в форме обратной связи. Или позвонить по телефону нашему менеджеру по аренде +7 812 380 53

Анна Куценко Анна Куценко
«Восков Технопарк»

Расположение

Расположение, карта